Вы находитесь здесь: Главная > Без рубрики > Социальная адаптация особых детей
Post Icon

Социальная адаптация особых детей

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями с использованием пространственной ориентировки

Основной задачей психолога в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями является их социальная адаптация, социализация в обществе и развитие эмоционально-нравственной сферы.

В основе становления личности ребенка прежде всего должно лежать гармоничное развитие во всех направлениях и сферах деятельности. Однако многолетний опыт работы с детьми позволяет специалистам сделать предположение, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, что нередко ведет к дезадаптации. Особенно ярко это проявляется у детей с врожденными или приобретенными недостатками, например, у детей с нарушением зрения.

У детей с нарушением развития сенсорных органов развитие психических функций отклоняется от нормы, поэтому особенно актуальной становится задача социальной адаптации.

Развитие механизмов адаптации у детей с нарушением зрения имеет свою специфику. Зрительный дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Однако судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Л.С. Выготский подчеркивал, что органический дефект вызывает «социальный вывих», т.е. недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношение с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у видящего окраску [1, с. 541]. В то же время существует возможность компенсации физического дефекта с помощью «культурных приемов и навыков», покрывающих, компенсирующих дефект и дающих возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями.

Как уже отмечалось ранее, зрительный дефект отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Эмоциональная сфера современных малышей с проблемами зрения развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Многие дети с патологией развития не умеют даже улыбаться и смеяться от души, а ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и, в конечном итоге, определяют всю жизнь человека и его место в социуме, т.е. определяют его социальную адаптацию. Дети с обедненной эмоциональной сферой чаще подвержены неврозам. По данным А.И. Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Большой процент невротизации приходится именно на детей с нарушением в развитии [3, с. 66].

В данный момент существует противоречие между все более возрастающим числом детей с нарушением зрения и недостаточной работой по их социальной адаптации и развитием эмоциональной сферы.

Поэтому сегодня мы подняли актуальную для всех нас, педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, тему. Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации, снижение его мобильности и контакта с окружающими.

Задача психолога заключается в том, чтобы помочь детям социализироваться, помочь пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами.
Итак, социальная адаптация включает в себя:

— развитие зрительного восприятия;

— развитие осязания, мелкой моторики;

— развитие аудиоканала;

— развитие обоняния;

— ориентировку в пространстве.

Давайте последовательно разберем все эти разделы.

I. Развитие зрительного восприятия и эмоционально-нравственной сферы.

Одним из действенных и актуальных направлений работы практического психолога является театрализованная деятельность, сказкотерапия, которая включает работу со всеми модальностями. У ребенка с нарушением зрения затруднено общение с людьми по той причине, что они не видят, не понимают эмоций других людей, а это важная составляющая общения. Поэтому практически на каждом занятии уделяется большое значение «Азбуке эмоций», но через сказку.

Вхождение в сказку обеспечивает музыкальное сопровождение, настраивающее детей на работу, являющееся «якорем» для работы в кабинете психолога. Используется техника цветотерапии. Дети, накрываясь тканями различных цветов, также настраиваются на вибрацию выбранного цвета, чувствуют его, и это помогает в работе, создает соответствующий настрой.

Затем идет непосредственное погружение в сказку. Каждая сказка затрагивает огромный эмоциональный пласт. Психолог вместе с детьми обсуждает эмоции героев, начиная с простых и понятных, затем задача усложняется, и дети знакомятся с новыми, более сложными эмоциями. В подготовительной группе обобщаются полученные знания и навыки. Все это делается с помощью пиктограмм.

На примере занятия «Морская звездочка» с детьми подготовительной группы можно показать всю цепочку эмоций, испытываемых главной героиней (зависть – самодовольство – грусть – страх – радость – стыд).

Сказка и отыгрывание эмоций через сказку и сказочных персонажей в пиктограммах, психогимнастика – все это обязательные элементы каждого занятия с детьми.

Педагоги рекомендуют использовать в своей работе сказки, в которых помимо эмоционального развития четко прослеживается пространственная ориентировка. Например, сказка «Пять цветных мелков». Рассказывая сказку, психолог все время перемещает мелки по доске то в левый верхний угол, то в правый нижний, то по диагонали. Дети в течение сказки вынуждены следить за перемещением героев сказки, а затем самим попробовать проделать такую же траекторию движения.

Кроме того, дополнительно можно разглядеть эмоциональное состояние тряпки, которую дети сразу же полюбили за вздорный характер и неуемный темперамент. Сначала все хотели вступить с ней в борьбу, переживая за мелки, затем, видя изменения, происходящие с тряпкой, изменили к ней отношение, приняли и полюбили. Да, такие эмоции можно наблюдать у детей в процессе занятия, рассказывания сказки, а значит, и проработке чувственного плана у детей. Кроме того, развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве способствуют многочисленные игры на развитие невербального общения. Например, игра «Разговор через стекло»; игра «Дед Король»; игра «Радио».

Большое значение для полноценного проживания в сказке имеют и оформление, и наглядные пособия, которые помогают в решении задач по пространственной ориентировке.

Таким образом, развитию зрительного восприятия способствуют:

1. Сказки;

2. Графические изображения эмоций главных героев (пиктограммы);

3. Игры, направленные на зрительное восприятие;

4. Наглядные пособия, способствующие развитию пространственной ориентировки.

В контексте сказкотерапии большое внимание на занятиях уделяется развитию осязания, мелкой моторики. Элементом сюрпризности могут быть:

1. Волшебный мешочек, который дети очень любят и ждут;

2. Работа с цветными камнями, составление картин;

II. Используется серия игр на развитие тактильной памяти. Детям очень нравится игра «Добрые руки». Приготовленные наглядные пособия (дорожки, дерево, облака, домики волшебниц и др.) также способствуют развитию тактильных ощущений.

III. Для развития аудиоканала также используются различные игры. Например, игра «Узнай по голосу». В центре круга стоит ребенок с завязанными глазами. Дети идут по кругу и приговаривают: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!» Психолог указывает на ребенка, тот называет имя водящего. Водящий должен отгадать, кто его позвал.
Игра «Застыли, как лед» развивает внимание, умение слушать. Дети двигаются под музыку, как только музыка выключается, дети застывают на месте.

IV. Для развития обоняния используются баночки с различным наполнением. Дети должны узнать, что в них находится.

V. Для ориентировки в пространстве также используются игры и упражнения. Игры на доверие, такие как «Слепой и поводырь», помогают развивать доверие друг к другу и способствуют лучшей ориентации, умению двигаться вслепую и доверять партнеру. Причем мною было замечено, что игры, где детям завязывают глаза, принимаются ими очень эмоционально. Для более маленьких детей Скрипова Инна Геннадьевна разработала игру «Мышки в домиках» (изучение пространственной ориентации и формы). Игра «Круглый дом» помогает маленьким детям познакомиться и запомнить форму круга.

Таким образом, все перечисленные методы и приемы в работе с детьми с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты: происходит социальная адаптация ребенка с нарушением зрения. Дети лучше ориентируются в пространстве, умеют читать эмоции других людей, а значит, лучше их понимать. Также в полной мере используются сохранные анализаторы.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008. 541 с.

2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: учеб. пособие. М.: Экзамен, 2006. 81 с.

Теги: , , ,

Оставить комментарий


6 − 4 =